Жанна Моро: другая

Жанна Моро: другая

Звезда новой волны, одна из самых красивых и талантливых актрис 60-х. Она стала лицом нового французского кинематографа, воплотила на экране идеал интеллектуальной женственности и пробудила в Пьере Кардене интерес к женщинам.

1. Война и «Антигона»

Portrait of Jeanne Moreau by Jack Garofalo, 1953.jpg
Жанна Моро родилась в 1928 году в семье француза Анатоль-Дезир Моро и английской танцовщицы Кэтрин Бакли. Вскоре после рождения девочки отец перевез семью из Парижа в Виши, где открыл небольшой отель и пивной ресторан. Однако в годы Второй мировой войны семья оказалась разделена, и немецкую оккупацию Жанна пережила вместе с матерью во французской столице.
 
vtoraja-mirovaja-vojna-4-44.jpg
Жанна с детства много читала и до определенного времени неплохо училась. Золя, к примеру, будущая актриса прочитала в 13 лет. А кроме того, она всерьез увлекалась театром и кино. К 15 годам эти увлечения значительно потеснили интерес к учебе. Жанна регулярно сбегала с уроков, предпочитая потратить свое время на новый спектакль или фильм.

юная жанна моро.jpg
Это приводило к скандалам с отцом, который был недоволен тягой дочери к сценическим искусствам. Запреты, естественно, подействовали противоположным образом – чем строже реагировал отец, тем сильнее Жанна хотела стать актрисой. К 16 годам она уже точно знала, чем будет заниматься в жизни.

Антигона Жана Ануя.jpg 
Поворотным моментом стал спектакль по пьесе Жана Ануя «Антигона», премьера которого состоялась в оккупированном Париже в 1943 году. «Эта постановка произвела на меня огромное впечатление. Впервые я увидела настоящую пьесу и настоящих актеров. И была потрясена», – вспоминала Моро впоследствии.

2. Театральная актриса

Jeanne Moreau and Daniel Gélin in 3 jours a vivre directed by Gilles Grangier, 1957.jpeg
В отличие от отца мать Жанны разделяла стремления дочери. Она наняла учителя, который подготовил ее к поступлению в Высшую национальную консерваторию драматического искусства. Вскоре после этого родители Жанны развелись, и ее мама уехала вместе с младшей дочерью в Англию.

Кто вы из голливудских актрис прошлого? – пройдите тест и узнайте >>

Жанна осталась в Париже и начала актерскую карьеру. В 1947 году, проучившись всего год, она вышла на профессиональную сцену Авиньонского театрального фестиваля. Дебют заметили и уже спустя пару месяцев Жанну пригласили в труппу «Комеди Франсез». Она стала самой молодой актрисой знаменитого театра за всю его историю.

300-jeanne-moreau-theredlist.jpeg
Дебютировав в постановке по пьесе Тургенева «Месяц в деревне», Моро так ярко заявила о себе, что очень быстро стала одной из ведущих актрис. Впрочем, сама она довольно быстро разочаровалась в театральных порядках и в 1952 году покинула труппу «Комеди Франсез». «Все считали, что я была в ярости и не хотела уходить, но этот театр стал мне тюрьмой. Мне претила его аморальность. Солидные актеры хватались за неинтересные им роли, лишь бы те не достались другим», – вспоминала актриса.

giphy.gif
После этого Моро еще пару лет проработала в «Национальном народном театре», она играла в постановках по произведениям Жана Кокто, Джорджа Бернарда Шоу, Теннесси Уильямса и считалась одной из многообещающих молодых театральных актрис. В то же время Моро уже делала первые шаги в кино и связывала свое актерское будущее именно с ним.

3. «Лифт на эшафот» и «Любовники»

Jeanne Moreau and Jean-Marc Bory in Les amants directed by Louis Malle, 1958.jpeg
Жанна Моро дебютировала на экране еще в 1949 году, однако добиться успеха в кино ей удалось не сразу. Сначала актрисе доставались только небольшие роли в малобюджетных детективах и триллерах.

«Не тронь добычу».jpg
Первую заметную роль она сыграла в гангстерском фильме Жака Беккера «Не тронь добычу» в 1954 году. Но по-настоящему на экране Жанну Моро раскрыл режиссер Луи Маль, который дал ей главную роль в своей дебютной картине «Лифт на эшафот». «Они просто не умели ее снимать», – так Маль оценил предшествующие работы актрисы в кино.

Jeanne Moreau in Ascenseur pour l'échaffaud directed by Louis Malle, 1958 с.jpeg
В «Лифте на эшафот» Жанна сыграла роковую женщину, которая на пару с любовником запланировала убить своего мужа. Фильм был отлично принят зрителями, и Моро получила первую громкую славу. Но еще большую известность ей принесла роль в следующей картине Маля – фильме «Любовники». Фильм взял специальный приз на кинофестивале в Венеции и широко обсуждался в обществе, в том числе из-за наличия откровенных сцен.

Jeanne Moreau and Jean-Marc Bory in Les amants directed by Louis Malle, 1958 с.jpeg
Но работы актрисы в картинах Луи Маля стали лишь прелюдией к той роли, которую она сыграла в истории французского кинематографа.

4. Звезда «новой волны»

itti962.jpg
Карьера Жанны Моро на экране неразрывно связана с новой волной французского кино. Она стала одной из главных актрис этого новаторского направления после встречи с Франсуа Трюффо. В его знаменитом фильме «400 ударов» Моро сыграла эпизодическую роль, но получила главную в картине «Жюль и Джим». За роль роковой красавицы Катрин актриса была номинирована на премию Британской академии.

giphyм.gif
Сама она считала работу в этом фильме лучшей в своей карьере. Но что еще важнее – Трюффо изменил взгляд Моро на кинематограф. «Я оказалась среди людей, которых понимала гораздо лучше. Кино стало значить для меня нечто большее, чем просто актерская работа», – вспоминала актриса.

Jeanne Moreau in Ascenseur pour l'échaffaud directed by Louis Malle, 1958.jpg
Благодаря работе с Трюффо, Годаром и другими режиссерами новой волны Жанна Моро стала лицом этого направления. «Среди тех актрис, кто имел в кино хоть какое-нибудь имя, Моро была единственной, способной сыграть роль, требующую и властности, и смирения одновременно», – сказал Трюффо впоследствии.

Смотрите также: Кинопутешествие. Франция: по следам Амели и Уэльбека >>

Другой яркой работой актрисы стала роль в фильме Трюффо «Невеста была в черном». Она играет Жюли Кольер, чей жених погибает прямо на ступенях церкви. Ослепленная горем Жюли чуть не кончает жизнь самоубийством, после чего решает отомстить за возлюбленного и поочередно убивает причастных к его смерти мужчин. Впоследствии эту сюжетную канву Квентин Тарантино воспроизвел в фильме «Убить Билла», который содержит множество отсылок и к отдельным сценам, и к образу, который воплотила на экране Жанна Моро.

519efdd6025a35d1093734f657900078.jpg
Успех режиссеров новой волны сделал Жанну Моро не просто популярной французской актрисой, но иконой авторского кино и звездой мирового уровня.

5. Интеллектуальная женственность

175-jeanne-moreau-theredlist.jpg
60-е – время свободы, экспериментов и сексуального раскрепощения. В эти годы блистают такие звезды, как Катрин Денев, Брижит Бардо, Софи Лорен – откровенно сексуальные, яркие, завораживающие своей красотой и пробуждающие желание. Жанна Моро была несколько другой. Она нисколько не терялась на фоне фигуристых красавиц с большой грудью, но побеждала их на другой территории. Ее красота была несколько иного свойства. Жанну Моро называли «эталоном интеллектуальной женственности».

Alain Delon, Brigitte Bardot and Jeanne Moreau in Mexico, 1965.jpeg
В ней было достаточно чувственности и сексуальности, но они сочетались с французской утонченностью, глубиной и интеллектуальностью, и что еще важнее – в ней была какая-то живая неправильность, готовность к риску и открытость иному.

201-jeanne-moreau-theredlist.jpeg
Серьезные роли в театре, успех в настоящем авторском кино – все это создало соответствующий ореол, благодаря которому Жанна Моро воплотила идеал интеллектуалки – не только красивой, но умной и волевой женщины. Во многом это было развитием вполне классического образа роковой красавицы из старых добрых детективных фильмов, но Моро оживила его силой своей индивидуальности и придала ему трагическую глубину.

6. Любимые и режиссеры

Jeanne Moreau in La baie des anges directed by Jacques Demy, 1963.jpg
«Возраст не защищает вас от любви, но любовь, до некоторой степени, защищает вас от возраста», – сказала однажды Жанна Моро. Сама она влюблялась много и часто. Несколько раз была замужем, родила сына. Со многими режиссерами, с которыми работала, актриса заводила романы.

Jeanne Moreau, Robert De Niro and director Elia Kazan on the set of The last tycoon, 1976.jpeg
Она признавалась, что никогда не выбирала для себя роли, но режиссеров – обязательно. «Для меня кино – сродни большому совместному приключению с людьми, которыми я всегда восхищалась как художниками, будь то Луи Маль, Франсуа Трюффо, Луис Бунюэль, Джозеф Лоузи, Орсон Уэллс, Микеланджело Антониони», – говорила актриса.

Какая фраза из фильма вам подходит? – пройди тест и узнай>>

Впрочем, это не значит, что Моро буквально спала с каждым своим режиссером. Она подчеркивала, что между режиссером и актрисой всегда есть некая особенная связь, но она не имеет непосредственного отношения к сексу:

Maurice Ronet, director Louis Male, Jeanne Moreau, Yori Bertin and Elga Andersen on the set of Ascenseur pour l'échaffaud, 1958.jpeg
«Между режиссерами и актрисами всегда есть некие чарующие, пленительные отношения. Когда режиссер монтирует фильм, он постоянно видит мелькающее перед его глазами одно и то же лицо. Вот почему связь с актрисой должна быть очень сильной, чтобы маэстро оставался возбужден и увлечен ею в ходе этой одинокой монтажной работы. Он становится одержимым, но не женщиной, а лентой. Это не имеет ничего общего с сексом. По крайней мере, не в тот момент».

Jeanne Moreau and Miles Davis, 1958.jpeg
Чаще всего любимыми мужчинами Моро становились актеры и режиссеры, однако актриса была не склонна ограничивать себя в любви. У нее был роман и со знаменитым джазовым трубачом Майлзом Дэвисом, и с модельером Пьером Карденом. С последним Жанна встречалась несколько лет. Позднее модельер признавался, что она была главной любовью его жизни. Во всяком случае, среди женщин.

Jeanne Moreau and Claude Mann in La baie des anges directed by Jacques Demy, 1963.jpg
«Я был геем и никогда не имел физической близости с женщиной. Но Жанна взволновала меня. Она была сногсшибательной и перевернула мою душу», – рассказывал модельер позднее.

7. Легенда

Marcello Mastroianni with Jeanne Moreau in La notte directed by Michelangelo Antonioni, 1961 мс.jpg
Имя Жанны Моро стало известно на весь мир в 1960-е. И ее вклад в мировой кинематограф связан, прежде всего, с этой героической эпохой. Однако сама актриса, несмотря на свой легендарный статус, никогда не останавливалась на достигнутом и не слишком любила говорить о прошлом.

Jeanne Moreau by Raymond Depardon, 1982.jpg
Когда Моро однажды спросили, не испытывает ли она ностальгии по прошлым временам, она ответила решительным нет: «Ностальгию по чему? Ностальгия — это когда хочется, чтобы ничего не менялось. Я знаю многих людей, застрявших на месте. И думаю: Господи Боже, только посмотрите на них! Они умерли еще до собственной смерти! Это ужасный риск. Жизнь — это риск».

005-jeanne-moreau-theredlist.jpg
Моро продолжала сниматься и играть в театре вплоть до последних лет жизни. Более того – она успела реализовать себя как сценарист и режиссер, сняв в конце 1970-х два собственных художественных фильма – «Свет» и «Подросток», а в 1983 году документальный фильм об актрисе Лилиан Гиш. Кроме того, в свободное время актриса умудрилась записать несколько музыкальных альбомов.

Биографии, жизненные позиции и особенности стиля других знаменитых женщин – в нашей постоянной рубрике Персона>>

Подготовлено редакцией сайта «Апрель»

Читайте также: