Самые знаменитые женщины, которые боролись за право голоса

Самые знаменитые женщины, которые боролись за право голоса

Десятилетиями женщины боролись за право голоса: выступали на митингах, подписывали петиции и маршировали на парадах. Лидеры этой компании далеко не всегда соглашались друг с другом. Более того, иногда их разногласия ставили под угрозу сам факт существования движения, тем не менее каждая из них стремилась к предоставлению женщинам всех гражданских свобод и политических прав.

1. Сюзан Б. Энтони (1820-1906)

сюзан энтони.jpg
Вероятно, самая известная женщина в истории, когда-либо выступавшая в защиту прав женщин, Сюзан Б. Энтони родилась 15 февраля 1820 года в семье квакеров (протестантское христианское движение – прим. редакции) на северо-западе Массачусетса. С детства Энтони учили быть независимой и открыто высказывать свое мнение. Как и многие квакеры, ее родители полагали, что мужчины и женщины должны учиться, жить и работать на равных условиях и в одинаковой степени посвящать себя искоренению жестокости и несправедливости в мире.

Читайте также: Что они хотят. Главные высказывания известных феминисток>>

Прежде чем присоединиться к кампании по борьбе за избирательные права для женщин, Энтони участвовала в протестах против алкоголизации общества в Рочестере, штат Нью-Йорк, где работала учительницей в школе для девочек. Будучи квакером, она полагала, что употребление спиртных напитков являлось грехом. Кроме того, она была уверена в том, что мужской алкоголизм особенно пагубно отражался на женщинах и детях, которые страдали от вызванных им бедности и насилия.

12.jpg
Однако вскоре Энтони поняла, что редкие политики воспринимают ее антиалкогольную кампанию всерьез, прежде всего потому, что она была женщиной и выступала в защиту интересов своего пола. Так она пришла к выводу, что женщинам необходимо право голоса, только так им удастся добиться того, что в правительстве будут учитывать и их интересы.

Смотрите также: Прирожденные любовницы королей>>

В 1853 году Энтони запустила кампанию по расширению имущественных прав замужних женщин. В 1856 году она вступила в Американское общество борьбы с рабством и исколесила весь штат Нью-Йорк с лекциями об его отмене. Хотя Энтони всецело верила в необходимость отмены рабства и искренне считала, что афроамериканские женщины и мужчины заслуживают права голоса, после Гражданской войны она отказалась поддержать соответствующие поправки в Конституцию, так как они вновь не уравнивали в правах мужчин и женщин.

1.jpg
Все это привело к серьезному расколу в движении по борьбе за права женщин. На стороне Энтони оказались те, кто так же, как и она, полагали, что афроамериканцы не должны получить право голоса, если аналогичное право не будет предоставлено женщинам (сторонники этой точки зрения сформировали группу под названием «Национальная ассоциация борьбы за право голоса для женщин»).

Читайте также: Femme fatale – образ роковой женщины от Лилит до Лолиты>>

Противники этого мнения были уверены, что нужно выступить за немедленное расширение гражданских прав бывших рабов, несмотря на то, что им придется и дальше бороться за право голоса для всех граждан США (сторонники этой точки зрения образовали группу под названием «Американская ассоциация борьбы за право голоса для женщин»).

18.jpg
В конце концов, противоречия сошли на нет, и в 1890 году две группы объединились в новую организацию по борьбе за права женщин — «Национальную американскую ассоциацию борьбы за право голоса для женщин» (NAWSA). Элизабет Кейди Стэнтон стала первым ее председателем, Энтони была вторым. Она продолжала бороться за свое право голоса до самой смерти — 13 марта 1906 года.

2. Элис Пол (1885-1977)

элис пол.jpg
Она была лидером самого воинствующего крыла движения за право голоса для женщин. Пол родилась в 1885 году в богатой семье квакеров в Нью-Джерси, получила хорошее образование и даже степень по биологии в колледже Суотмор и степень доктора философии в области социологии в Пенсильванском университете. Цель всей ее жизни состояла в том, чтобы добиться права голоса для женщин любыми доступными методами.

Пол заканчивала магистратуру в Лондоне. Именно там она вступила в радикальную и противоборствующую организацию Эммелин Пэнкхерст — «Женский социально-политический союз», где научилась использовать гражданское неповиновение и другие «неженские» тактики для привлечения внимания к своей цели.

Какой исторической эпохи вы эталон красоты? – пройти тест>>

Вернувшись в 1910 году в США, Пол привнесла эти воинствующие приемы в давно существующую «Национальную американскую ассоциацию борьбы за право голоса для женщин». Будучи председателем парламентского комитета Ассоциации, она начала агитировать за принятие поправки в Конституцию о предоставлении всеобщего права голоса на федеральном уровне, о которой всегда говорила ее кумир, Сюзан Б. Энтони.

25.jpg
3 марта 1913 года Пол и ее коллеги провели огромный парад в поддержку предоставления права голоса женщинам, который (совсем не случайно) совпал с днем инаугурации президента США. За ним последовали новые марши и протесты.

Однако вскоре более консервативные члены Ассоциации выступили против подобных общественных акций, и в 1914 году Пол покинула организацию, создав свой собственный Конгрессионный союз (который вскоре превратился в «Национальную женскую партию»). Даже после вступления США в Первую мировую войну Национальная женская партия не прекратила свои яркие протесты и устроила семимесячный пикет у стен Белого дома.

Смотрите также: Как менялись женские прически за 100 лет>>

За это «непатриотичное» выступление Пол и других членов партии арестовали и посадили в тюрьму. Как и ряд других активисток, Пол оказалась в одиночной камере. Впоследствии, когда все они объявили голодную забастовку в знак протеста против несправедливого к себе отношения, их кормили насильно в течение трех недель. Действия правительства не возымели должного эффекта: стоило обществу узнать о том, как обошлись с женщинами, поднялась волна всеобщего негодования и активисток вскоре освободили.

5.jpg
В январе 1918 года президент Уилсон выступил в поддержку принятия поправки в Конституцию о предоставлении права голоса всем женщинам. 26 августа 1920 года Теннеси стал 36-м штатом, который ратифицировал поправку, после чего та стала законной.

Какая вы жена? – пройдите тест и узнайте>>

В 1920 году Элис Пол внесла предложение о внесении в Конституцию «Поправки о равных правах» («мужчины и женщины, — говорилось в ней, — должны иметь равные права на территории всех США».) Эта поправка о равных правах так никогда и не была ратифицирована.

3. Элизабет Кейди Стэнтон (1815-1902)

элизабет.jpg
Элизабет Кейди Стэнтон была одной из известнейших активисток, боровшихся за права женщин, и философов XIX века. Она родилась 12 ноября 1815 года в состоятельной семье в городе Нью-Йорк. Вся жизнь ее прошла в окружении различных реформистских движений. Вскоре после того как в 1840 году она вышла замуж за сторонника отмены рабства, Генри Брустера Стэнтона, супруги отправились на Всемирный съезд за отмену рабства в Лондон, где им отказали во входе. Как оказалось, делегатам-женщинам на съезде присутствовать запрещалось.

Смотрите также: Голос женщины: история борьбы за избирательное право>>

Такая несправедливость убедила Стэнтон в том, что женщинам, прежде всего, необходимо бороться за равные права для себя и только потом для других. Летом 1848 года она вместе со сторонницей отмены рабства и активисткой антиалкогольной кампании, Лукрецией Мотт, и парочкой других сторонниц реформ провели в Нью-Йорке первый съезд за предоставление прав женщинам.

Порядка 240 мужчин и женщин пришли туда для того, чтобы обсудить то, что Стэнтон и Мотт называли «социальной, гражданской и религиозной средой и правами женщин». Сто делегатов съезда (68 женщин и 32 мужчины) подписали Декларацию убеждений, составленную по подобию Декларации независимости, в которой заявлялось о том, что женщины были такими же гражданами, как и мужчины, с «неотъемлемым правом участия в выборах». Этот нью-йоркский съезд ознаменовал собой начало кампании за права женщин.

2.jpg
Как и Сюзан Б. Энтони, Стэнтон была убежденной сторонницей отмены рабства. Однако она также отказалась пожертвовать принципом равноправия. В результате она проводила кампанию против ратификации 15-й поправки в Конституцию, согласно которой чернокожие мужчины получали право голоса, которого по-прежнему не было у женщин.

Смотрите также: История косметики: на что шли модницы прошлого ради красоты>>

После споров вокруг 14-й и 15-й поправок в Конституцию Стэнтон продолжила выступать в поддержку политического равенства женщин, хотя и смотрела на этот вопрос несколько шире. Она поддерживала проведение реформы семейного права, расширение образовательных возможностей для девочек и даже ношение менее строгой одежды (в отличие от той, которую популяризировала активистка, Амелия Блумер) с тем, чтобы женщины могли вести более активную жизнь. Кроме того, Стэнтон проводила кампании против подавления женских свобод во имя религии.

аллигория.gif
«С момента появления движения в поддержку женской эмансипации, — писала она, — Библия использовалась для того, чтобы удержать женщину в «предписанных ей богом рамках». В 1895 году вышел первый том более демократичной «Женской библии» Элизабет Стэнтон.

Элизабет Кейди Стэнтон умерла в 1902 году. Сегодня статуи Стэнтон и других активисток движения по борьбе за права женщин, Сюзан Б. Энтони и Лукреции Мотт, стоят в ротонде Капитолия США.

4. Люси Стоун (1818-1893)

люси стоун.jpg
Люси Стоун родилась в Массачусетсе в 1818 году и стала одной из первых женщин, выступавших за отмену рабства и расширение прав женщин. Однако, прежде чего, она известна тем, что в 1855 году при заключении брака отказалась взять фамилию мужа, сторонника отмены рабства в США, Генри Блэквелла (по мнению супругов, эта традиция была направлена на то, чтобы «не признавать жену в качестве независимого, рационального человека» и «предоставить мужу опасные и не предусмотренные природой привилегии и права»).

После окончания Оберлинского колледжа в 1847 году Стоун отправилась в тур с лекциями в поддержку «Американского общества борьбы с рабством», выступая, по ее собственным словам, «не только в поддержку рабов, но и всего страдающего человечества».

стоун.jpg
«В особенности я тружусь ради повышения статуса своего пола», — говорила Стоун. Она продолжала активную борьбу во имя отмены рабства и расширения прав женщин вплоть до 1857 года, когда у нее родилась дочь, о которой нужно было заботиться.

Читайте также: Запах женщины – самые легендарные духи в истории>> 

После Гражданской войны сторонники расширения прав женщин столкнулись с дилеммой: стоит ли им дальше настаивать на предоставление всеобщих равных прав всему населению США или согласиться (и даже порадоваться) принятию 15-й поправки в Конституцию, продолжая собственную кампанию за права женщин?

3.jpg
Некоторые активистки, включая Сюзан Б. Энтони и Элизабет Кейди Стэнтон, выбрали первый вариант, отказавшись поддержать 15-ю поправку и учредив «Национальную ассоциацию борьбы за право голоса для женщин», деятельность которой была направлена на повсеместное предоставление равных прав всему населению Америки. С одной стороны, Стоун поддерживала 15-ю поправку, а, с другой, помогала в организации «Американской ассоциации борьбы за право голоса для женщин», которая боролась за права женщин в каждом отдельном штате.

В 1871 году Стоун и Блэквелл начали выпускать еженедельную феминистскую газету The Woman’s Journal. Стоун умерла в 1893 году, за 27 лет до того, как американские женщины получили право голоса. The Woman’s Journal продолжала выходить в свет вплоть до 1931 года.

5. Ида Б. Уэллс (1862-1931)

ида.jpg
Ида Б. Уэллс родилась в Миссисипи в 1862 году. Она прославилась как опальная журналистка и активная сторонница борьбы с самосудом. Работая учительницей в Мемфисе, Уэллс писала статьи для городской газеты для чернокожих The Free Speech.

В своих работах она обличала и осуждала неравенство и несправедливость, которые были неотъемлемой частью жизни южан: бесправие, сегрегация, отсутствие образовательных и экономических возможностей для афроамериканцев и, в особенности, судебное насилие, которое нередко использовалось белыми расистами, чтобы запугать своих черных соседей и контролировать их.

Читайте также Девушка-«хлопушка»: что нового дало миру движение флэпперов>>

Из-за своего упорства и стремления к справедливости Уэллс нажила себе массу врагов и в 1892 году была вынуждена уехать из Мемфиса после того, как разъяренная толпа ворвалась в офис The Free Speech и пригрозила убить ее, если та когда-нибудь вернется в город. Уэллс отправилась на север, но не перестала писать о расистском насилии, активно выступая за принятие федеральных законов, запрещающих самосуд (которые, кстати, так и не приняли) и расширение всеобщих гражданских свобод, в том числе и для женщин.

6.jpg
В марте 1913 года, когда Уэллс готовилась принять участие в параде суфражисток, который проводился в день церемонии инаугурации президента Вудроу Уилсона, организаторы попросили ее выйти из состава процессии. Похоже, некоторые суфражистки отказались маршировать рядом с черными женщинами.

В момент зарождения движения за права женщин его активистки выступали за расовое равенство, многие изначально боролись именно за отмену рабства и лишь потом за права женщин, однако к началу XX века, такое встречалось редко. На самом деле, многие белые представители среднего класса поддерживали движение суфражисток лишь потому, что полагали, что наделение правами «их» женщин гарантирует превосходство белого населения, нейтрализуя тем самым черные голоса афроамериканцев.

Уэллс все равно приняла участие в марше, однако ее пример показал, что далеко не все белые суфражистки разделяли идеи равных прав для всех граждан. Ида Б. Уэллс продолжала бороться за гражданские права и свободы до самой смерти в 1931 году.

По материалам History.com
Подготовила Ирина Зайончковская

Читайте также: